вторник, 24 июня 2008 г.

Таким образом, буддийское умозаключение 'для других' очень близко, если не тождественно с Аристотел

Таким образом, буддийское умозаключение 'для других' очень близко, если не тождественно с Аристотелевым силлогизмом. По буддийскому взгляду, он не является приемом, расширяющим наше познание, а лишь словесным выражением этого приема. Но и простейшее суждение восприятия вот синий цвет тоже может быть выражено в форме трехчленного силлогизма, или умозаключения 'для других', следующим образом: Все, что подходит под понятие 'синий цвет', может быть названо синим; этот объект подходит под это понятие, следовательно, его можно назвать синим. Средним термином, или логическим основанием, тут является понятие синего цвета, под которое подводится данный единичный случай. В чем заключается разница между такими умозаключениями, в которых средний термин есть схема понятия, под которую подходит данный единичный случай, и другими, где средним термином является особое понятие, будет выяснено ниже. Точно так же и суждение отрицательное 'на этом месте нет горшка' может См. Введение // Щербатской Ф. И. Теория познания, ч. I; ср. примеч. 6 к отделу III. быть формулировано в виде 3-членного силлогизма, причем роль среднего термина принадлежит факту отрицания пред- 548 полагаемой видимости горшка на данном месте. Умозаключение 'для себя' Дхармакирти определяет как познание объекта вывода на основании его логического признака, который должен удовлетворять трем условиям (NB. II. 3; NBT. 18. 1). Дхармоттара (NBT на II. 3) объясняет это определение так: признаком вообще называется то, что обозначает, предполагает существование чего-либо другого; умозаключение и есть такое познание объекта, которое вытекает из этого логического признака.549 Итак, умозаключение есть прежде всего особого рода 'знание', которое ближайшим образом определяется с двух сторон: со стороны происхождения и со стороны объекта. По терминологии Дхармакирти термин 'знание' (jfiana) синоним термина 'представление' или 'понятие' (pratlti). См. ниже в главе об отрицательном суждении. 549 Познание объекта на основании его признака и составляет сущность умозаключения, по учению современной логики. скачать тимати

Комментариев нет: